Порядок демонтажа сплит-системы
Вакуумирование фреонового контура
- На внешнем блоке кондиционера открутить все заглушки на двухходовом и трехходовом клапанах.
- Подключить манометрический коллектор к заправочному штуцеру трехходового клапана (он обычно больше по размеру двухходового, а трубопровод толще). Необходимо помнить, в штуцере имеется ниппель, через который при подключении шланга может выходить газ и компрессорное масло.
- Включить кондиционер в режим охлаждения.
- Задать на пульте управления кондиционером минимальную температуру.
- Перекрыть шестигранным ключом подходящего размера двухходовой клапан (меньший по размеру).
- Контролировать по манометру уменьшение давления во фреоновом контуре.
- При падении давления в газовом контуре ниже нуля (фреон полностью перекачен во внешний блок и в трубопроводах вакуум) перекрыть шестигранным ключом трехходовой клапан.
- Как только трехходовой клапан будет полностью закрыт, необходимо сразу выключить кондиционер.
- Закрутить на свои места все заглушки.
Демонтаж внешнего блока
После того, как в трубопроводах не осталось фреона можно приступать к демонтажу сплит-системы.
- Открутить (если не предусматривается демонтаж трубопроводов) или перекусить бокорезами трубопроводы, отсоединив их таким образом от клапанов внешнего блока. При повторном монтаже сплит-системы, для качественной герметизации соединения трубопроводов с клапанами, потребуется заново вальцевать медные трубки. Поэтому для защиты медных трубопроводов и клапанов внешнего блока от попадания грязи и влаги целесообразней их перекусить и зачеканить.
- Если гайки с трубопроводов просто откручивались, то на их место необходимо установить заглушки или защитить от попадания мусора и влаги в полости клапанов другим способом (изолентой).
- Отсоединить провода от внешнего блока и при необходимости промаркировать.
- Отсоединить наружный блок от кронштейна.
- Снять наружный блок соблюдая правила техники безопасности (можно использовать веревку или фал).
- Снять со стены кронштейны (при необходимости).
- Упаковать наружный блок.
Демонтаж внутреннего блока
Демонтаж внутреннего блока необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить корпус блока, и не деформировать трубки испарителя припаянные к теплообменнику в самом блоке.
Изучить по инструкции порядок расположения и конструкцию креплений и защелок внутреннего блока.
Отщелкнуть нижние защелки корпуса блока от монтажной пластины.
Если в конструкции корпуса внешнего блока не предусмотрена фиксация его в открытом положении, то зафиксировать его подручными средствами или обратиться к помощи товарища.
Вскрыть термоизолятор трубопроводов внутреннего блока.
Открутить или перекусить (отступив расстояние 5-7 см от гайки со стороны внешнего блока) бокорезами медные трубки фреонопровода
При откручивании гаек необходимо использовать два ключа и действовать осторожно, чтобы не деформировать трубки.
Зачеканить обрезанные концы трубок или закрыть полости защитными заглушками.
Отсоединить (или обрезать строительным ножом) дренажный патрубок. Необходимо иметь ввиду, что в трубке может находиться оставшаяся вода.
Открыть крышку электрической магистрали внутреннего блока и отсоединить электрические провода (при необходимости подписать или пометить их).
Снять внутренний блок с монтажной пластины. Обычно верхняя часть корпуса внутреннего блока висит на креплениях, расположенных в верхней части монтажной пластины и снять его просто.
Снять монтажную пластину.
Упаковать внутренний блок.
Обычно верхняя часть корпуса внутреннего блока висит на креплениях, расположенных в верхней части монтажной пластины и снять его просто.
Снять монтажную пластину.
Упаковать внутренний блок.
Демонтаж трубопроводов, дренажа и электрических коммуникаций
Если трубопроводы, дренажный шланг и электрическая магистраль наглухо замурованы в стену, то не остается ничего другого, как просто обрезать все коммуникации в местах их входа в помещение и выхода из него.
Если существует возможность их удаления не нарушая целостности, то необходимо вытянуть сначала наиболее поддающуюся часть трассы, а затем остальную. Перед извлечением трубопроводов необходимо снять гайки, обрезав трубку с использованием трубореза или бокорезов. Концы всех коммуникаций выпрямить и надежно замотать изолентой, чтобы ничего не мешало извлечению и не попала грязь и влага в полости.
После извлечения трассы необходимо аккуратно, чтобы не переломить и не деформировать медные трубки, смотать трубопровод, кабели, дренажный шланг и упаковать.
Теперь демонтаж сплит-системы можно считать выполненным полностью.
Внешний блок
Не касаясь угроз промышленного альпинизма, начнем сходу с техники. Первейшее правило – не жалейте трубы. Если на новеньком месте пригодятся подлиннее, придется прокладывать новые: увеличивать трубопроводы хоть каким методом означает наверное уничтожить кондиционер. Если же новые необходимы покороче, то незначительно обрезанные старенькие (см. дальше) подходят; в последнем случае придется малость передвинуть внутренний блок.
Для демонтажа конденсационного блока, кроме обычной механики (крепления, крепления) и электричества (провода – из клемм, замаркировать, а на новеньком месте – в те же клеммы) мастеру-самодельщику необходимо знать размещение фреоновой арматуры на внешнем блоке, см. рис. Пояснения к позициям:
- Штуцер парового (подводящего) трубопровода, он толще;
- Штуцер жидкостного (отводящего) трубопровода, тоньше;
- Крышка жидкостного штуцера;
- Крышка парового штуцера;
- Ниппель.
Крышки штуцеров можно снимать во время работы кондиционера; под ними обнаруживаются внутренние гайки с шестигранными шлицами под торцевой ключ. Ниппель также в рабочем состоянии закрыт крышкой; на рисунке она снята, и незначительно виден шток ниппеля, надавив на который, стравливают хладоагент из системы.
Демонтаж внешнего блока делается в последующем порядке:
- К ниппелю присоединяют манометр;
- кондиционер с пульта включают на неизменный холод;
- Спустя 10 мин, сняв крышку жидкостного штуцера, натуго затягивают его внутреннюю гайку – трубопровод перекрыт, насос перекачивает фреон в конденсационную камеру;
- Держут под контролем показания манометра – когда он покажет минус 1 МПа (минус одна атмосфера, технический вакуум), так же натуго затягивают гайку парового штуцера;
- кондиционер немедля на сто процентов отключают от сети;
- Трубы в 15-20 см от штуцеров отзрезают труборезом, и Немедля зачеканивают все четыре конца, как показано на рисунке;
- Точно так же, очень стремительно, подрезают и зачеканивают трубы у внутреннего блока;
- Наворачивают на места все крышки штуцеров и ниппеля;
- Разбирают электронную часть, снимают внешний блок, упаковывают в транспортировочную тару.
Фактор риска №1: не считая тривиальных (попадание пыли в открытые трубопроводы и воздуха с парами воды в испарительную камеру), еще есть одна, самая суровая опасность – транспортировка кондиционеров, заполненных хладоагентом, категорически запрещена. Внешний блок после обрисованных операций окажется накачан фреоном под давлением в несколько атмосфер, и от хоть какого толчка при перевозке может просто «бабахнуть». В наилучшем случае – услышите звучное шипение, смысл которого прост: новый кондиционер.
А нельзя ли без манометра? Дорогой ведь, даже напрокат! Есть метод, но возможность того, что после него на новеньком месте кондиционер заработает, менее 50%: дают насосу покачать более 5 минут, а потом придавливают шток ниппеля. Не зашипело – весь фреон уже в конденсаторе.
Фактор риска №2:
насос не рассчитан даже на краткосрочную работу «взахлеб». Противодавление на его выходе практически через несколько секунд затмит максимально допустимое (оттока хладоагента нет, перекрыт), и кондиционер может навечно сломаться прямо на очах.
Примечание:
зачеканивание труб пассатижами полностью ненадежно. Сжимать конец трубы необходимо малыми настольными слесарными тисками что есть силы, либо не зачеканивать, а завальцовывать. Завальцовочные прессы есть в комплекте наборов для разделки медных трубок, но стоит таковой набор в пару раз дороже отдельного трубореза, в аренду – тоже.
Предупреждения:
Ни при каких обстоятельствах не снимайте накидные гайки штуцеров с завальцованными трубами. На рисунке это показано только для примера
Пренебрежение этим, обычно, обходится в новый кондиционер.
При транспортировке крайне осторожно обращайтесь с торчащими «хвостами» труб. Последствия надлома либо резкого извива – см
предшествующее предупреждение.
Причины демонтажа бытовой сплит-системы
Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.
Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.
Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема
Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор. Рекомендуем детальнее ознакомится с методами диагностики компрессора и советами по ремонту.
Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.
Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.
Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.
В каких случаях не нужно снимать кондиционер
Исходя из масштабов планируемого ремонта и плотности прилегания внутреннего блока к стенке, вместо того, чтобы сразу начать демонтировать систему кондиционирования, можно прибегнуть к другому способу решения вопроса.
Случай № 1
Если вы планируете переклеить обои и промежуток между стенкой и внутренним блоком достаточно большой, то необязательно демонтировать весь кондиционер, достаточно отсоединить блок от пластины.
Случай № 2
Если при ремонте вы планируете штукатурить и выравнивать стены, то можно также демонтировать только внутренний блок. По окончании ремонта протяжённости коммуникации должно хватать для обратного монтажа модуля.
Случай № 3
Встречаются случаи, когда блок необходимо демонтировать с трассой. Это может быть вызвано рядом обстоятельств:
- запланировано «понижение» потолка;
- гайки присоединения трассы к модулю располагаются в стене;
- с целью недопущения соединения гаек внутри стенки после ремонта;
- для перемещения внутреннего блока.
Случай № 1
Случай № 2
Необходимые материалы и инструменты
Материалы и инструменты для монтажа надо приготовить заранее. Тщательное планирование позволит установить кондиционер быстро и без ошибок. Для того чтобы своими руками установить сплит-систему, потребуются следующие материалы:
- электрический провод;
- медные трубы двух размеров;
- пластиковая трубка для дренажного трубопровода;
- теплоизоляция для труб;
- скотч;
- пластиковый кабель-канал;
- металлические кронштейны L-образной формы;
- крепежные изделия (болты, анкеры, дюбеля).
В инструкции, прилагаемой к сплит-системе, указано, какие будут нужны электрические провода. Обычно это четырехжильный кабель сечением 2.5 кв. мм. Следует приобретать кабель «негорючего» исполнения, например, марки ВВГНГ 4х2.5. Приобретая кабель, отмерьте на 1-1.5 м больше, чем планируемая длина трассы.
Медные трубки следует приобретать в специализированных магазинах. Трубы для систем кондиционирования изготавливаются из особо мягкой меди и не имеют швов. Некоторые установщики полагают, что можно использовать продукцию, предназначенную для водопровода. Это заблуждение: медь в таких трубах пористая и хрупкая, а поверхность обработана грубо. Это не позволит обеспечить надежное соединение с патрубками, через мельчайшие трещинки фреон быстро испарится.
Потребуется приобрести трубки двух диаметров. Для небольших систем стандартны размеры 1/4, 1/2 и 3/4 дюйма. Нужный размер приведен в инструкции к сплит-системе, а также обозначен на корпусе наружного блока. Как и провод, трубки надо приобретать с запасом в 1-1.5 м.
Теплоизоляция продается там же, где специальные медные трубки. Стоит она недорого, и ее также можно взять с некоторым запасом. Теплоизоляция продается стандартными кусками по 2 м. Не забудьте, что ее нужно в 2 раза больше, чем длина трассы, + 1 кусок.
При укладке концы теплоизоляции будут закрепляться на медных трубках прочной клейкой лентой. Для этого хорошо подходит строительный армированный скотч. В крайнем случае, можно обойтись даже изолентой, но следует учесть, что она не должна со временем расклеиваться. Также для закрепления удобно использовать пластиковые монтажные стяжки с фиксатором.
Для отведения конденсата используют пластиковые гибкие трубки особой конструкции. Для того чтобы при укладке магистрали они не сминались на поворотах, внутри таких труб расположена тонкая, но жесткая стальная спираль. Продаются они в тех же магазинах запчастей и материалов для систем кондиционирования. Берите такую трубку с запасом 1.5-2 м.
Чтобы трубы и провода не портили внешний вид, желательно укладывать их в аккуратный короб. Как нельзя лучше для этого подходят стандартные электротехнические кабель-каналы с крышкой. Такие короба продаются отрезками по 2 м. Чтобы трасса смотрелась аккуратно, не забудьте также приобрести в дополнение к ним сортовые изделия: поворотные углы внутренние и наружные. Для установки сплит-систем обычно хорошо подходят кабель-каналы сечением 80х60 мм.
Кронштейны, на которых снаружи будет установлен внешний блок сплит-системы, имеют Г-образную форму. Кондиционеры довольно тяжелые, к тому же при работе вибрируют. Поэтому надо приобретать специальные кронштейны для установки кондиционеров. Такие изделия обладают высокой прочностью и жесткостью. Хорошо, если такие кронштейны входят в установочный комплект вашей системы, потому что обычные строительные уголки для этих целей непригодны.
Чтобы закрепить на стенах короба, рамы внутреннего блока и кронштейны наружного блока, потребуются анкеры и дюбели. Для фиксации наружного блока на установочных кронштейнах нужны винты и резиновые прокладки. Необходимое количество крепежных изделий следует рассчитать заранее и предусмотреть запас 25-35%.
Если вы решились установить сплит-систему своими руками, у вас в доме наверняка уже есть следующие инструменты:
- отвертки;
- строительный уровень;
- ключи шестигранники;
- дрель и набор сверл;
- перфоратор.
Перфоратор потребуется не только для сверления отверстий малого диаметра под дюбели и анкеры. Придется также проделать в толстых стенах несколько отверстий большого диаметра.
Кроме того, в процессе установки сплит-системы понадобится специальный инструмент:
- труборез с острым лезвием;
- триммер;
- развальцовка;
- трубогиб;
- манометрический коллектор;
- вакуумный насос.
Приобретать такое специализированное оборудование ради одной установки слишком накладно. Но можно взять эти необычные приспособления напрокат в специализированной фирме или у знакомого мастера.
Последовательность действий
Чтобы демонтаж был выполнен адекватно, все процедуры необходимо выполнять поэтапно, отлажено, тщательно и внимательно.
Первым делом включите холодный режим работы кондиционера. Далее закрутите тот кран на внешнем блоке устройства, который блокирует подачу фреона. Чуть позже подобную манипуляцию следует осуществить и со вторым вентилем – а именно тем, который отвечает за откачку газа. Лишь после всех вышеописанных действий можно выключить прибор и снять его со стены.
Следующий этап – откручивание труб от обоих блоков устройства. Далее компоненты от внутренней составляющей прибора можно закупорить. Теперь смело упаковывайте ваш кондиционер в предназначенную для его хранения коробку.
Очень часто, пытаясь демонтировать кондиционер своими руками, люди надеются сэкономить денежные средства на демонтаже, не задумываясь, что данная процедура должна быть произведена в четкой последовательности и с учетом многих технических факторов.
Методика осуществления демонтажа зависит от модели устройства.
Наиболее простое снятие компрессора кондиционера характерно для его напольного, настенного и потолочного вариантов. Единственное, что необходимо сделать в данной ситуации, это включить и прибор и подождать, пока остатки жидкости вытекут из самой системы, чтобы они не запачкали какие-либо элементы интерьера.
После этого следует отсоединить прибор от сети, снять слив. Далее кондиционер снимается с креплений, патрубки открепляются, и, напоследок, устройство демонтируется полностью.
Выделим базовые требования, предъявляемые к успешному завершению процесса снятия устройства:
- аккуратное отношения к прибору
- желательно наличие помощника
- использование крестовой отвертки
- применение разводного ключа
- наличие изоленты и шестигранника
- присутствие в рабочем комплекте интегральной отвертки
Прописанный набор инструментов можно приобрести в хозяйственном магазине любого уровня.
Итак, действия по демонтажу осуществляем в такой последовательности:
- С помощью гаечного ключа необходимо отвинтить заглушки, которые располагаются на внешнем блоке устройства,
- Далее следует с применением соответствующего шестигранника перекрыть подачу фреона с систему (закручивается вентиль на тонкой трубке, отходящей от наружного сегмента прибора),
- Кондиционер запускается в охлаждающем режиме, необходимо оставить его приблизительно на 20 минут,
- После перекрывается обратный забор фреона путем завинчивания мощного вентиля,
- Выключается система питания устройства, следует снять радиатор кондиционера,
- Вынимается дренажирование,
- Отсоединяется внешний сегмент (лучше воспользоваться чьей-то помощью),
- Демонтаж внутреннего блока системы,
- Закрываются отверстия в трубах (чаще всего в такой ситуации применима изолента),
- Напоследок откручивается пластина, располагающаяся на внутреннем блоке.
Вот краткий инструктаж, посвященный тому, как снять кондиционер самостоятельно в домашних условиях. По большому счету, задача выполнимая, но требует понимания и сноровки.
1 Можно ли демонтировать кондиционер
Демонтаж кондиционера с сохранением фреона можно осуществить своими руками в связи с переездом, заменой старой технику на аналогичную, переносом кондиционера в другое место, ремонтом, капитальной перестройкой и перепланировкой помещения. В последнем случае демонтаж нужно производить при превращении помещения в склад.
Достаточно купить специальный инструмент и знать о существовании некоторых технических тонкостей. Тогда появляется вопрос о необходимости затраты времени и сил при возможности вызова специалистов, которые могут произвести работы в течение короткого времени.
Это возможно сделать, но имеются несколько первопричин, по которым демонтировать кондиционер с профессиональной помощью не нужно:
- цена является самым важным аспектом. Средняя цена на демонтаж сплита равна 4 тысячам рублей. Это касается небольших квартирных моделей. При наличии солидных габаритов у модели, то цена возрастет на 10 тысяч рублей. Достаточно много для бюджета.
- вероятность попадания на монтажников, которые работают непрофессионально и некачественно. Желание некоторыми людьми иметь собственный бизнес приводит к тому, что они нанимают людей, которые не разбираются в своем деле. Они нанимают людей, которые не умеют осуществлять монтаж и демонтаж кондиционерного оборудования. По этой причине повышается шанс некачественного выполнения процедуры.
Но нужно понимать, что не всегда ручное снятие сплита может окончиться успешно. Часто проблема заключается в полной утечке фреона, который является достаточно дорогим. Цена нового фреона – не меньше 1500 рублей. По этой причине во время кондиционерного снятия всю работу нужно производить незамедлительно.
1.1 С сохранением фреона
Демонтировать сплит систему можно тремя способами. Традиционный метод заключается в закрытии во время сплита крана на выходе со внешним блоком. Через пару минут происходит перекрытие второго крана и выключения сплита. Для отключения системы следует позвать на помощь.
Шаги выполнения работ:
- Открутить на краниках заглушки. Подсоединить измерительные системы в виде манометров. Следует быть аккуратным при этих процедурах во избежание получения ожога и использования перчаток.
- Запустить кондиционер на охлаждение. Настроить самый низкий температурный режим.
- Шестигранным ключом закрыть кран тонкой трубочки. По часовой стрелке закрутить гайку. Понизить давление на манометре.
- Спустя двадцать секунд закрыть кран с трубкой. Немедленно отсоединить кондиционер из сети.
Второй способ заключается в отсутствии манометров. Последовательность такая же, как и в предыдущем случае, только без пропуска первого пункта. На четвертом этапе подождать.
Третий метод следует использовать при отсутствии другого понимания. К примеру, при отрицательной температуре на улице или отсутствии возможности дождаться мастера. При таком способе закрыть несколько кранов. Фреонный остаток убрать и открутить гайки.
Сохранение фреона
Климатическую технику можно снять тремя методами:
-
С хладагентом и сохранением давления в холодильном контуре. Для проведения работы требуется манометрическая станция которая есть в наличии у наших мастеров. Метод подходит для исправной техники, не требующей дозаправки охлаждающей жидкости.
-
С хладагентом без контроля по давлению. Способ используют, если после демонтажа внутреннего блока планируется замена фреона.
-
Без сохранения фреона. Если оборудование полностью вышло из строя или планируются серьезные работы, охлаждающая жидкость выпускается в воздух. Это нерациональный метод, к нему прибегают редко.
1.2 Без его сохранения
Без фреона рабочего внешнего блока демонтировать кондиционер можно, но потом его придется выкинуть. Причиной будет служить поломка компрессорного вакуумного насоса.
Как производится спуск фреона
Снять рабочий кондиционер можно несколькими способами.
- Используется обыкновенная манометрическая станция. С ее помощью откачивается весь фреон.
- Использование специальной станции, подключенной к баллону с двумя вентилями. Такое устройство выкачивает жидкий и газообразный фреон.
Первый вариант считается более простым. Однако для этого необходимо запускать кондиционер. А делать это можно, только если на улице не слишком холодно.
Второй вариант сложнее, но использовать его практически в любых ситуациях, даже когда холодно, и включать кондиционер запрещается. Кроме того, данный способ обладает ещё одним преимуществом: из конденсатора будет полностью откачан фреон. Благодаря этому допускается транспортировать кондиционер с места на место.
Использование такой станции позволяет провести демонтаж зимой
Предосторожности
Если кондиционер вышел из строя и не подлежит ремонту, то его снять просто — нет нужды сохранять фреон, не важна герметичность компрессора, конденсатора и испарителя.
С рабочим кондиционером так поступать нельзя. И в этом случае главное, чтобы внутрь системы не попали пыль и даже воздух. Иначе можно говорить о гарантированном выходе компрессора после монтажа и пуска кондиционера на новом месте. Причина — особенность устройства вакуумного насоса.
Фреон чрезвычайно текуч, а разница температур на входе и выходе достигает нескольких десятков градусов. Никакие уплотнители и кольца, используемые в обычных насосах и компрессорах, не выдержат таких условий эксплуатации. Необходимая герметичность достигается за счет исключительно точной подгонки поверхности движущихся элементов насоса к внутренней геометрии камер. Малейшая царапина твердой частицей приводит к выходу из строя компрессора. А такой частицей может быть и крупинка льда, образовавшаяся при замерзании влаги в попавшем внутрь воздухе.
Именно поэтому новые кондиционеры продают заполненными инертным газом, который перед закачкой фреона откачивают вакуумным насосом.
Когда снимают кондиционер самостоятельно фреон надо откачать, а блоки разъединить. Сделать это надо так, чтобы внутрь системы не попала пыль вместе с воздухом. То есть создать там вакуум. И желательно фреон сохранить полностью (или его большую часть), чтобы на новом месте было проще привести систему в рабочее состояние.
Подготовка
Чтобы правильно снять кондиционер, из профессионального оборудования нужна только манометрическая станция, которую можно взять в аренду.
Остальные инструменты есть у каждого домашнего мастера:
- набор гаечных и шестигранных ключей;
- отвертки;
- труборез или бокорезы;
- ручные слесарные тиски;
- плоскогубцы.
Спуск фреона
Есть два способа демонтажа рабочего кондиционера:
- Применение манометрической станции для сбора фреона во внешнем блоке.
- Использование станции откачки и сбора фреона, подключаемой к специальному двухвентильному баллону. У станции есть собственный манометрический коллектор и компрессор для откачки хладагента в жидком или газообразном состоянии.
Первый способ более «доступный», но его можно использовать только при запуске кондиционера — транспортировка фреона происходит за счет штатного компрессора.
Второй способ универсальный. Его можно использовать даже зимой, когда кондиционер нельзя включать из-за низкой температуры на улице. Достоинство такого способа еще и в том, что внешний блок будет вакуумирован — без фреона в конденсаторе. Что гораздо безопаснее при перевозке на новое место. Но аренда такой станции и баллона будет стоить дороже, чем обычного манометрического коллектора.
Сбор фреона во внешнем блоке
Сбоку на корпусе наружного блока есть два штуцера, от которых отходят трубки:
- тонкая — для транспортировки жидкого фреона из конденсатора в испаритель;
- толстая — для закачки газообразного фреона в конденсатор.
У обоих штуцеров под крышками есть головки перекрывающего клапана. От головки газового отходит отвод с ниппелем.
Сбор фреона в конденсаторе проходит в следующем порядке:
- Со штуцеров и ниппеля снимают защитные крышки.
- К ниппелю подсоединяют коллектор.
- Включают кондиционер на максимальный «холод».
- Спустя несколько минут перекрывают клапан жидкостного штуцера, прекращая подачу фреона в испаритель.
- По манометру контролируют давление.
- Когда стрелка покажет «-1 МПа», закручивают шестигранником клапан газового штуцера и сразу отключают кондиционер (для чего и нужен помощник) — при длительном холостом режиме насос компрессора может выйти из строя.
Показание манометра «-1 МПа» означает, что весь фреон в конденсаторе, а внутри испарителя, в трубках и в компрессоре — технический вакуум.
После этого можно разъединять блоки.
Как выполнить монтаж кондиционера: установка внешнего и внутреннего блоков
Для начала нужно определить места, где будут размещаться блоки, трасса и другие элементы климатического оборудования. Для этого нужно пройтись по всей трассе прибором, предназначенным для обнаружения проводки и нанести предварительную разметку.
После этого на стену крепится пластина для фиксации внутреннего блока. Этот элемент размещается строго в горизонтальном положении, поэтому в процессе работы обязательно нужно использовать строительный уровень.
К выбору кронштейнов для монтажа наружных блоков нужно подходить очень ответственно
Порядок установки внутреннего блока:
Пластина прикладывается к стене, выравнивается по уровню и отмечаются места, где будет размещаться крепеж. Пластина убирается, и в отмеченных точках делаются отверстия с помощью дрели. Устанавливаются крепежные элементы. В деревянных домах можно воспользоваться саморезами, для бетонных и кирпичных зданий лучше взять дюбели. Пластина ставится на место и надежно фиксируется
Особое внимание нужно уделить защелкам, которые удерживают блок в нижней части. Останется только проверить горизонтальность пластины и закрепить на ней испаритель
Останется только проверить горизонтальность пластины и закрепить на ней испаритель.
Затем следует установить кондиционер своими руками с наружной стороны. Для этого с учетом нормативов наносится разметка, в соответствии с ней устанавливаются металлические уголки или кронштейны. В качестве крепежа можно использовать анкерные болты из нержавейки размером 10х1 см. К выбору кронштейнов нужно подойти очень ответственно. Эти элементы должны не только выдерживать вес внешнего блока, но и справляться с ветровыми и снеговыми нагрузками.
Удостоверившись, что кронштейны установлены ровно, на них с помощью болтов закрепляется внешний блок. Компрессор к зоне установки нужно опускать очень аккуратно, предварительно обвязав его веревками. В том месте, где через стену будут проходить коммуникации, перфоратором делается сквозное отверстие необходимого размера.
Нельзя устанавливать кондиционер вплотную к потолку или к боковым стенам
Второй этап установки кондиционера своими руками: соединение блоков
Для соединения внешнего и внутреннего блоков используются кабель и медные трубки двух диаметров. Размеры соединительных элементов обычно указаны в инструкции, которая прилагается к сплит-системе. Длина просчитывается с учетом размещения блоков. К полученному значению нужно прибавить 30 см.
Обработка медных трубок:
- от бухты делается отрез необходимой длины;
- края расправляются, и устраняются все заусеницы;
- на концах устанавливаются заглушки и пробки;
- надевается теплоизоляция.
После этого трубы требуется вывести через отверстие в стене и загнуть в нужных местах, используя трубогиб. На кабель с двух сторон устанавливаются обжимные наконечники, после чего он заводится в отверстие и подключается в соответствии с инструкцией.
Дренажная трубка при монтаже сплит-системы своими руками подключается к внутреннему блоку (для этого предусмотрен специальный выход) и выводится наружу на расстояние от стены примерно 80 см. Чтобы исключить провисание, ее следует фиксировать на каждом метре. Прежде чем уложить коммуникации в пластиковый короб, их следует связать в пучок, применяя металлизированный скотч или стяжки.
Первым устанавливают наружный блок, а затем монтируют систему внутри помещения
Как подключить кондиционер: подсоединение медных трубок
Сперва трубки подключаются к внутреннему блоку. На его боковой стенке имеется два порта со штуцерами разных диаметров. С них нужно скрутить гайки. В результате этого появится шипение, свидетельствующее о том, что из блока выходит азот, который был закачан производителем. Он необходим для защиты внутренних деталей от окислительных процессов.
Далее с трубок нужно снять заглушки и еще раз проверить их края на наличие дефектов. Поверхность должна быть ровной. После этого на трубы можно надеть накидные гайки.
Затем следует развальцевать края трубок. Выполняя данную процедуру, нужно держать изделие отверстием вниз, чтобы пыль и мелкая стружка не попадали внутрь. Трубка зажимается в держателе так, чтобы снаружи оставалось 2 мм. Затем устанавливается вальцовщик, закручивается винт. Делается это до тех пор, пока цилиндр не перестанет опускаться. В результате этого на изделии образуется «юбка».
Трубка подключается к выходу внутреннего блока развальцованным краем. В качестве соединительного элемента используется накидная гайка, которая затягивается ключом. Нет необходимости в применении уплотнительных материалов. Аналогичным образом подключаются трубки к внешнему блоку.
Медные трубки подключаются к внутреннему блоку кондиционера
Устройство кондиционера
Принцип работы известен немногим: компрессор наружного блока выкачивает пары хладагента из внутреннего, далее они сгущаются, хорошо разогреваются и отдают тепло в окружающую среду, а через радиатор испаряются. Потом начинает поглощать воздух температуры помещения, тем самым охлаждая комнату. Весь вышеописанный цикл постоянно повторяется.
В устройстве аппарата можно сразу же отметить одно чувствительное место, это насос кондиционера. Работая в таких сложных условиях, он должен быть достаточно массивным агрегатом. Так и есть, в нем присутствуют несколько роторов сложной конфигурации, закрытых в герметичной камере. Необходимая вакуумность осуществляется за счет односторонних действий, которые формируются исключительно из-за фиксированной точности обработки деталей. Мало какая конструкция сможет обеспечить производительность при подобных перепадах давления и температуры.
Теперь можно понять, почему насос является столь уязвимым, ведь небольшая царапинка от пыли, кусочка окиси с труб или ледышки и кондиционер будет затрачивать электроэнергию на то, чтобы впустую смешивать хладагент, а не охлаждать помещение.