Порядок проведения очередных испытаний баллонов
Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.
Очередные испытания проводят в следующей последовательности:
- Приемка емкостей. На этом этапе освидетельствования выполняется проверка комплектности баллона, выполняется осмотр внешней поверхности. Одновременно с этим выполняют проверку даты последнего осмотра и опрессовки. При необходимости должна быть выполнена очистка внутренней поверхности емкости.
- Обследование внутренней части емкости проводят с применением специализированного оборудования.
- Выполняют демонтаж арматуры и ее проверку. Кроме того, в процессе осмотра может быть выполнена установка технологических деталей, без которых невозможно провести гидравлические испытания.
После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.
Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.
Прикручивание новой запорной арматуры
Перед закручиванием вентиля все соединяемые детали должны быть обезжирены для предотвращения засорения запорного механизма. Для этого можно использовать тряпку с обычным моющим средством или смоченную уайт-спиртом. После этого следует промыть поверхности обычной водой и дать им высохнуть.
Новый вентиль никогда не прикручивается к баллону на голую резьбу. Обязательно необходимо использовать уплотнитель: специальную резьбовую смазку или фторопластовую фум-ленту. Их наносят на нижний штуцер и только после этого закручивают вентиль.
Между вентилем и корпусом баллона не предполагается использования дополнительных прокладок, будет достаточно уплотнителя и соответствующего зажимного усилия
Толщина газовой фум-ленты больше сантехнической и составляет 0,1 – 0,25 мм, а её бобина должна быть желтого цвета. Наматывается лента с натяжением в 3-4 слоя. Лучше лишний раз её перекрутить при разрыве, чем сделать уплотнение рыхлым.
Зажимать вентиль желательно динамометрическим ключом. Стальная запорная арматура прикручивается с максимальным усилием 480 Нм, а латунная – 250 Нм. После зажима вентиля можно переходить к последующим действиям по тестированию герметичности получившегося соединения.
Обязательные меры предосторожности
Перед заменой вентиля газового баллона необходимо использовать меры предосторожности. Работы должны проводиться так, чтобы обезопасить человека от потенциальных опасностей и сохранить оборудование в рабочем состоянии
Используются следующие меры предосторожности при подготовительных работах по замене газового вентиля:
- Стравливать остатки содержимого баллона можно только на открытом пространстве. Исключение можно делать только для азота, воздуха и аргона.
- Рабочее помещение должно быть хорошо проветриваемым, хотя желательно проводить работы на улице.
- В пределах рабочего места должен находиться только один закрытый газовый баллон.
- Откручивать маховик необходимо медленно с целью предупреждения его электризации.
- К замене вентиля можно приступать только после окончательного выравнивания давления в баллоне и снаружи.
При вкручивании вентиля в баллон используется фум-лента или специальные смазки, которые обеспечивают повышенную герметичность и прочность соединения. При замене крана такие уплотнители сильно усложняют процесс его демонтажа. Для решения этой проблемы можно разогреть вентиль феном.
Экономить на газовой фум-ленте не стоит, ведь качественный материал избавит от необходимости перекручивать вентиль из-за утечек газа
Нагревать запорную арматуру можно только после стравливания газа с баллона и закрытия крана. В таком случае процедура безопасна и не приведет к непредсказуемым ситуациям.
Альтернативой фену может стать обматывание вентиля тканью с последующим обливанием её кипятком. При таком методе нагрева на выходной штуцер следует накрутить любую подходящую заглушку для предупреждения попадания туда воды.
После соблюдения всех мер предосторожности и прогрева запорной арматуры можно приступать к выкручиванию вентиля, что в домашних условиях может стать нелегкой задачей. Если кроме замены запорного устройства баллона вам потребуется еще и замена крана, установленного на газовый трубопровод, советуем изучить порядок и правила выполнения этой работы
Если кроме замены запорного устройства баллона вам потребуется еще и замена крана, установленного на газовый трубопровод, советуем изучить порядок и правила выполнения этой работы.
Устройство баллонного пропанового вентиля ВБ-2
Современный вентиль производится из латунного сплава, обладающего высокой инертностью:
Хорошая ковкость сплава при достаточной прочности позволила перейти на производство штампованных корпусов. Происходит упрочнение металла. Заготовка выходит с минимальными полями допуска. Необходимость в механической обработке минимальная.
Камера вентиля отделена от баллона нейлоновой прокладкой с армированием пятна контакта со шпинделем. Это исключает возможность стравливания газа через моховик, и повышает количество рабочих циклов, выдерживаемых мембраной, до 20 000 . Нарушение герметичности проявляется в ходе закрытия-открытия вентиля. В модификациях с прокладкой газ не подаётся, в остальных разработках: не происходит запирания в результате закручивания моховика.
Проблема устраняется быстро. Стравливается газ, специальным инструментом вынимается ограничитель хода клапана и производится разборка вентиля. После замены мембраны или клапана сборка производится в обратном порядке.
На случай превышения давления газа определённых значений, срабатывает предохранительное устройство, сбрасывающее излишки в атмосферу. После достижения рабочих значений клапан встаёт на место. Герметичность и работоспособность системы сохраняется. Не все конструкции ВБ-2 оборудованы данным защитным устройством. Перспектива их использования лежит больше в бытовой сфере с небольшими по вместимости баллонами. Резон в том, чтобы не получить проблемы уже от стравливаемого газа.
Производитель подумал и о такой немаловажной детали, как заглушка на выходное отверстие
. Этого достаточно для безопасной транспортировки баллона с газом, а также длительного хранения в оборудованном месте.
Вырос диаметр конической резьбы до W27,8. Это решение пошло на пользу, как баллону, так и вентилю:
- увеличился шаг резьбы, а вместе с ним и самогерметизация соединения баллона с вентилем за счёт большей поверхности смятия ниток;
- вентиль немного «располнел», что позволило увеличить диаметр пропускного отверстия и гарантировать массовый расход газа не менее 12,8 кг/мин. Величина крайне важная для газовой резки металла. Это же позволяет эксплуатировать баллон в условиях низких, до -40⁰С, температур.
Прежде чем детально рассматривать запорную арматуру, необходимо уточнить, что она является всего лишь деталью емкости для транспортировки и хранения разнообразных газов под давлением. Изготавливаются баллоны из углеродистой или легированной стали согласно ГОСТ 949-72. Между собой они различаются по цвету и объему, а вот устройство одинаковое. Так, газовый баллон состоит из вентиля, уплотнителя, резьбы и бесшовного бака с обязательно выбитыми на нем паспортными данными, присвоенными заводом-изготовителем.
Вентили разделяются на несколько разновидностей, в зависимости от того, чем наполнены баллоны: сжиженным газом, кислородом или пропан-бутаном. При этом, отличительных особенностей конструкций практически нет, отличается только маркировка вентилей согласно ГОСТам:
- Синий цвет – для обозначения кислородного вентиля;
- Красный — пропан-бутановый;
- Белый – ацетиленовый и т.д.
Установка и эксплуатация газовых баллонов
Важнейшим критерием безопасной эксплуатации таких устройств является контроль за возможными утечками и перегревом. Нарушение герметизации можно обнаружить по характерному запаху. Газ в принципе не обладает ни цветом, ни запахом, но в СПБТ добавляют особый маркер — углеводород-меркаптан. Благодаря этому человек может ощущать запах при включении колонки газовой кухонной плиты или во время утечки.
Так, если вы ощутили этот запах, то можно сделать вывод, что концентрация СПБТ составляет 20 процентов от опасной. Нет повода для паники, то есть причина для проверки места соединения по вышеописанной схеме.
Эксплуатация газовых баллонов, представленная в виде таблицы
Когда газовый баллон находится в самом помещении, его следует размещать на расстоянии 1 метр от плиты, которая в активном состоянии представляет собой источник тепла. Также вблизи нельзя размещать любые другие нагревательные приборы: радиаторы отопления и автономные отопители.
Приемлемым вариантом будет «дачный» способ установки — с внешней северной стороны сооружения, что исключает возможность перегрева баллона лучами солнца. В такой ситуации рукав нужно пропустить сквозь отверстие в стене, предварительно «обработанное» металлической гильзой. Баллон располагают в специальном шкафу из металла, оснащенном вентиляционными отверстиями в нижней части стенок. Так как газ несколько тяжелее воздуха, то он будет в случае утечки накапливаться снизу, там где будут отверстия вентиляции, поэтому легкий ветер сможет устранить нежелательное скопление.
Виды и устройство вентилей
Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег.
Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и с внутренним устройством вентилей.
Классификация запорной арматуры для баллонов
Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.
В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на латунную и стальную. Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов.
Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:
- Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
- Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
- Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.
Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.
Устройство газового вентиля
Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.
Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устроен кран для газового баллона довольно просто.
Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:
- Латунный или стальной корпус.
- Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
- Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
- Уплотнительные прокладки.
- Заглушка на выпускное отверстие.
Подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.
Сам по себе баллон цельный, и что-то сломаться там вряд ли может. Поэтому основное количество неисправностей касается газовых вентилей.
- Ремонт осуществляется в хорошо проветриваемом помещении;
- Открываем запорный узел, чтобы дать остаткам газа выйти наружу;
- Чтобы вывернуть вентиль вручную или газовым ключом, необходимо прогреть этот элемент. В этом случае никакой опасности нет, так как в баллоне находятся только газовые пары, а не их смесь с воздухом, которая и является взрывоопасной в первую очередь. Единственное, за чем необходимо следить – умеренный нагрев конструкции, так как перегрев может повысить давление в баллоне. Смысл прогрева заключается в том, что металл расширяется и вентиль становится возможно выкрутить даже вручную, либо с небольшим усилием рычага в виде того же газового ключа;
- После снятия элемента конический штуцер герметизируют – на него накладывается уплотнитель, либо фторопластовая лента;
- Монтируется новый вентиль, после чего факт и время ремонта заносятся в паспорт баллона. Монтаж осуществляется специальным динамометрическим ключом, который дает возможность правильно дозировать усилия и не сорвать резьбу. Максимальное разрешенное в этом случае давление составляет 480 Нм для стальных, и 250 для латунных вентилей;
- Сняв вентиль с баллона, необходимо слить из него конденсат, если речь идет о широко используемом нами пропан-бутане. Данная процедура практически никем не выполняется, несмотря на то, что она крайне желательна. Однако сливать необходимо вдали от жилых домов, так как конденсат сей имеет крайне неприятный запах.
В целом же, редуктор, который является неразборным, необходимо менять раз в шесть лет. Что касается шлангов, то они должны быть армированные и подлежать осмотру не ранее, чем один раз в полгода при замене баллона.
Как проверить герметичность?
При проверке герметичности соединения вентиля потребуется закачать в газовый баллон газ под давлением.
Это можно сделать двумя способами:
- Закачать газ с помощью компрессорного оборудования или автомобильного насоса.
- Соединить шлангом два баллона, первый из которых пустой (тестируемый), а второй – заполненный газом.
Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.
При погружении вентиля в воду желательно закрыть боковой штуцер заглушкой, чтобы вода и содержащиеся в ней взвешенные частицы не попали в запирающий механизм
Если баллон небольшой, то можно погрузить его вентиль в небольшой тазик с водой и посмотреть наличие пузырьков.
После замены запорной арматуры в паспорте газовых баллонов обязательно проставляется соответствующая отметка.
Следует помнить, что описанные выше способы замены отслужившего вентиля применимы только по отношению к металлическим резервуарам. Если у вас композитный баллон для хранения газа, так действовать нельзя из-за возможности повредить колбу и нарушить ее герметичность.
Плотность соединений и отсутствие утечек газа после присоединения редуктора проверяется с помощью мыльной пены, которая губкой наносится на все соединения (вентиль, накидную гайку, корпус редуктора, на соединение редуктора с отходящим шлангом).
Схема пожаробезопасности при работе с газовыми баллонами: (1-Не открывай вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, может вызвать из воспламенение и взрыв;2- Не допускай нахождения на рабочем месте более 1 баллона с пропан бутаном; 3-Не реже одного раза в квартал проверяй предохранительный клапан принудительным открыванием; 4- проверка утечки газа )
Верхом неосторожности является проверка герметичности соединений с помощью спичек или электрического разряда.Обычно владельцев газовых баллонов не волнует замена вентиля на пропановом баллоне с последующей проверкой резьбы вентиля на течь, поскольку подобные операции производятся специалистами газозаправочных станций с применением специального оборудования
Сначала, нужно под контролем манометра наполнить тестируемый баллон газом с давлением 1,5-2 атмосферы. После этого на соединение наносится мыльная пена и немного приоткрывается кран. Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.
Как работает редуктор для баллона:
1 Прямой редуктор
Обычный простой редукционный аппарат для газа, состоит из двух камер c областью повышенного и низкого давления разделенных между собой резиновой мембраной. Кроме того, “редукционник” оборудован входным и выходным штуцером. Современные приборы сконструированы так, что сильфонная подводка вкручивается прямо в редуктор. Все чаще можно встретить газовый редуктор с третьим штуцером, предназначенным для монтажа мономера.
После подачи газа по шлангу и далее через штуцер он поступает внутрь камеры. Создаваемое газовое давление стремится открыть клапан. С обратной стороны на клапан давит запорная пружина, возвращая его назад на специальное посадочное место, называемое в простонародье “седло”. Возвращаясь на свое место, клапан препятствует бесконтрольному поступлению газа высокого давления из баллона.
Мембрана
Вторая действующая сила внутри редуктора является резиновая мембрана, разделяющая устройство на область высокого и низкого давления. Мембрана выступает “помощником” высокому давлению и в свою очередь стремится приподнять клапан из седла, открывая проход. Таким образом, мембрана находится между двух противоборствующих сил. Одну поверхность поддавливает нажимная пружинка (не путайте с возвратной пружиной клапана), которая хочет открыть клапан, с другой стороны, на нее давит уже прошедший газ в зону низкого давления.
Нажимная пружина имеет ручную регулировку силы нажатия на клапан. Советуем газовый редуктор купить с посадочным местом под манометр, таким образом вам будет легче осуществлять регулировку нажатия пружины до нужных значений давления на выходе.
По мере выхода газа из редуктора к источнику потребления, давление в камере рабочего пространства понижается, давая возможность распрямиться нажимной пружинке. Она то и начинает выталкивать клапан из седла, снова позволяя наполнить прибор газом. Соответственно давление ползет вверх, надавливая на мембрану уменьшая размер нажимной пружинки. Клапан перемещается назад в седло суживая щель, уменьшая наполнение газом редуктор. Далее процесс повторяется до тех пор, пока давление не выравнивается до установленного значения.
Следует признать, что редукторы для газовых баллонов прямого типа ввиду сложной конструкции, не пользуются повышенным спросом, гораздо более широкое распространение нашли редукторы обратного типа, к слову сказать они считаются приборами с высокой степенью безопасности.
2 Обратный редуктор
Функционирование прибора, заключается в противоположном действии описанном выше. Сжиженное голубое топливо подается в камеру где создается высокое давление. Баллонный газ накапливается и мешает клапану открыться. Чтобы обеспечить поступление газа в бытовой прибор, требуется повернуть регулятор по направлению правой резьбы.
С обратной стороны ручки регулятора находится длинный винт, который накручиваясь надавливает на нажимную пружинку. Сжимаясь она начинает изгибать эластичную мембрану в верхнее положение. Таким образом, передаточный диск посредством штока, оказывает давление на обратную пружинку. Клапан приходит в движение, начинает приоткрываться, увеличивая зазор. Голубое топливо устремляется в щель и заполняет рабочую камеру с низким давлением.
В рабочей камере, в газовом шланге и в баллоне давление начинает возрастать. Под действием давления осуществляется распрямление мембраны, содействует ей в этом постоянно сжимающаяся пружинка. В результате, механических взаимодействий передаточный диск опускается ослабляя обратную пружину, которая стремится вернуть клапан на свое посадочное место. Закрывая зазор, естественно поступление газа из баллона в рабочую камеру ограничивается. Далее с понижением давления в сильфоновой подводке запускается обратный процесс.
Одним словом, в результате сдержек и противовесов, качели удается уравновесить и газовый редуктор поддерживает в автоматическом режиме сбалансированное давление, без резких скачков и перепадов.
Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости
Баллоны являются универсальным оборудованием для хранения и транспортировки газообразных веществ в бытовых и промышленных целях. Запорная арматура в них не вечна, поэтому со временем требуется замена вентиля на газовом баллоне. Произвести ее можно самостоятельно с соблюдением ряда правил техники безопасности.
Мы расскажем, как грамотно подобрать вентиль для оснащения газового баллона. Для самостоятельных мастеров мы приводим подробную инструкцию по смене изношенного приспособления. У нас вы узнаете, какие меры безопасности требуется соблюдать при установке запорного устройства на резервуар с газом.
Руководство по самостоятельному устранению неисправности газового вентиля
Современный газовый баллон соответствует ГОСТ 949-72 и представляет собой прочный цельносварной элемент из углеродистой либо легированной стали. Согласно стандарту, толщина стенок баллона не может быть меньше 2 миллиметров. Для того, чтобы находящийся внутри газ давил одинаково на верхнюю и нижнюю части, их делают вогнутой и выпуклой.
Сами баллоны, в зависимости от находящегося в них веществе и его количества могут иметь разные размеры, форму и цвет. Но одно остается неизменным – любой газовый баллон обязательно должен иметь паспортные данные, присваиваемые на заводе. В верхней части находится горловина, снабженная резьбой, в которую и вставляется вентиль.
- Неисправность вентиля – не поворачивается маховик или присутствуют иные проблемы;
- Коррозия, вмятины или прочие повреждения на теле баллона и вентильной части;
- Просрочена дата освидетельствования;
- Чувствуется газ в воздухе;
- Криво установленный или поврежденный башмак баллона;
- На штуцере нет заглушки.
Сам по себе баллон цельный, и что-то сломаться там вряд ли может. Поэтому основное количество неисправностей касается газовых вентилей.
Порядок действий:
- Ремонт осуществляется в хорошо проветриваемом помещении;
- Открываем запорный узел, чтобы дать остаткам газа выйти наружу;
- Чтобы вывернуть вентиль вручную или газовым ключом, необходимо прогреть этот элемент. В этом случае никакой опасности нет, так как в баллоне находятся только газовые пары, а не их смесь с воздухом, которая и является взрывоопасной в первую очередь. Единственное, за чем необходимо следить – умеренный нагрев конструкции, так как перегрев может повысить давление в баллоне. Смысл прогрева заключается в том, что металл расширяется и вентиль становится возможно выкрутить даже вручную, либо с небольшим усилием рычага в виде того же газового ключа;
- После снятия элемента конический штуцер герметизируют – на него накладывается уплотнитель, либо фторопластовая лента;
- Монтируется новый вентиль, после чего факт и время ремонта заносятся в паспорт баллона. Монтаж осуществляется специальным динамометрическим ключом, который дает возможность правильно дозировать усилия и не сорвать резьбу. Максимальное разрешенное в этом случае давление составляет 480 Нм для стальных, и 250 для латунных вентилей;
- Сняв вентиль с баллона, необходимо слить из него конденсат, если речь идет о широко используемом нами пропан-бутане. Данная процедура практически никем не выполняется, несмотря на то, что она крайне желательна. Однако сливать необходимо вдали от жилых домов, так как конденсат сей имеет крайне неприятный запах.
Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.
Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.
Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов
Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:
- Корпус баллона.
- Вентиль с запорной арматурой.
- Закрывающий вентиль колпак.
- Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
- Опорный башмак.
Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской
Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.
С видами газовых баллонов и особенностями их маркировки ознакомит статья, которую мы рекомендуем просмотреть и почитать.
- запрещается пользоваться неисправными газовыми баллонами;
- запрещается хранить баллоны в местах постоянного проживания людей;
- нельзя открывать вентиль очень быстро: наэлектризованная струей газа головка может стать причиной взрыва;
- периодически проверять исправность и герметичность вентиля;
- запрещается использование или нахождение на одном рабочем месте двух пропан-бутановых баллонов одновременно.